ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

ВЕРХНЕ-ОБСКОЕ БАССЕЙНОВОЕ ВОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(ВЕРХНЕ-ОБСКОЕ БВУ)

ПРОТОКОЛ

заседания научно-технического совета

г. Новосибирск

2 3 . 10 .2014 № 7

Заместитель председателя – Д.В. Балчугов

Секретарь – А.Н. Ковтун

Присутствовали: 11 человек (список прилагается)

___________________________________________________________

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Рассмотрение итоговых материалов по мероприятию «Исследование водного режима и русловых процессов реки Чумыш в пределах Алтайского края на участке от села Новотроицкое до села Шипицыно и разработка научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по предотвращению вредного воздействия вод и противопаводковой защите».

ВЫСТУПИЛИ:

1. Быковская И.Н. Выступила с презентацией о результатах выполнения III этапа работ (презентация прилагается).

2. Драчев В.М. – отметил, что в соответствии с данной работой необходимо внести изменения в паспорта безопасности населенных пунктов.

3. Кормаков В.И. – обратил внимание на то, что в работе отсутствует анализ эффективности действующих берегоукрепительных и руслоформирующих сооружений и мероприятий, влияния добычи полезных ископаемых (песка) в районе с.Луговое (по лицензии). Необходимо провести анализ этих факторов и по его результатам сделать соответствующие рекомендации.

4. Быковская И.Н. – ответила, что на тех участках, где имеются берегоукрепительные сооружения, в частности в районе с.Забродино добыча полезных ископаемых производиться не должна. В районе с.Луговое – это может быть положительным фактором в предотвращении заторов, однако нужно уточнять место где изымается песок.

5. Зиновьев А.Т. – выступил с предложением просчитать территорию затопления, ориентируясь на гидрологические данные предыдущих лет (затопления), и сравнить это с актами обследования затопленных территорий. От фактических данных об ущербах прошлых лет перейти к суммам ущербов, рассчитанных по методике в ценгах текущего года и определить обоснованность полученных цифр и возможна ли такая ситуация. То есть необходимо обосновать целесообразность мероприятий, опираясь на фактический опыт подобных затоплений.

Отметил, что с точки зрения социального фактора рп.Тальменка наиболее значим, чем с.Луговое. Однако по очередности выполнения мероприятий он после с.Луговое. Чем это обосновано?

6. Быковская И.Н. ответила, что при гидрологических расчетах при уровнях воды 1% и 5% обеспеченности использовался весь ряд наблюдений на водомерном посту. Ряд продлялся с целью определения самого высокого уровня воды, который теоретически может возникнуть. Модель калибровалась, единственной сложностью было то, что водомерный пост на данном участке всего один. Но в принципе были использованы данные рекогносцировочных обследований, что позволило достаточно точно откалибровать модель и получить максимально точную возможную зону затопления по всей реке. Полученные зоны затопления отображают худший вариант, но этот вариант вполне возможен, потому что в 1958 и 1966 годах по реке Чумыш половодье проходило на уровне 5% обеспеченности, что привело к большим затоплениям.

Определение стоимости мероприятий и стоимости вероятностных ущербов проводилось по «Методике оценки вероятностного ущерба от негативного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий» (ФГУП «ВИЭМС», 2006 г.). В методике об очередности мероприятий ничего не говорится.

7. Киктенко Г.А. – отметила, что на Каменском мосту есть водомерный пост, на котором ведутся многолетние наблюдения, и предложила уточнить расчеты данными этого поста.

8. Быковская И.Н. – ответила, что этот пост в расчетах не учитывался, потому, что они ведутся по данным с постов Росгидромета, так как на них наблюдения осуществляются по единой системе, единой методике и достоверными считаются данные только с постов Росгидромета. Однако если это ведомственный пост, если он имеет привязку к балтийской системе высот, то им можно воспользоваться.

9. Кормаков В.И. – предложил при выборе рекомендательных мероприятий рассматривать как вариант не только строительство берегозащитных сооружений, спрямление русла, но и проведение превентивных мероприятий (взрывные работы, пиление льда). Необходимо в отчете прописать эти мероприятия как ежегодно рекомендуемые и определить фактические затраты, чтобы можно было провести сравнение.

Кроме, того для удобства в использовании окончательную работу необходимо представить в виде сводного отчета, без разделения на этапы.

10. Мальцев В.С. – отметил, что в работе цифры экономических ущербов не соответствуют размерам затапливаемых территорий. Так, например, при затоплении 1 дома расчетный ущерб получился на десятки миллионов рублей. Поэтому нужно пересмотреть стоимости ущербов, с учетом фактических ущербов, основываясь на данных по предыдущим затоплениям. Представить в отчете подробный расчет по каждому объекту.

11. Зиновьев А.Т. – обратил внимание, что ущербы должны рассчитываться по топографическим основе, а не по космическим снимкам. В представленном же отчете фигурируют космические снимки, на которых нанесены защитные сооружения. Космические снимки нужны лишь для уточнения.

12. Быковская И.Н. – ответила, что космические снимки были использованы в презентации для визуализации, а для расчета зон затопления и определения ущербов использовались карты масштаба 1:25 000.

13. Мальцев В.С. – отметил, что по картам масштаба 1:25 000 определить ущерб с необходимой точностью невозможно. Поэтому необходимо по наиболее значимым объектам с.Луговое, рп. Тальменка и с.Шипицино пересчитать зоны затопления и определить размеры ущербов по картам масштаба 1:10 000 или 1:5000.

14. Евсюков В.А. – отметил, что для дальнейшей работы по проектированию хотелось бы иметь в данной научно-исследовательской работе сведения по максимальным отметкам в районе каждого населенного пункта по створам на входе и выходе. Потом при проектировании, имея хорошую топографическую основу и зная критические отметки, можно всегда нанести границы и сделать зонирование для каждой обеспеченности.

15. Мальцев В.С. – высказал мнение, что дамбы, рассчитанные по заторному уровню, превышающему уровень максимальной 1% водности, и соответствующие ущербы целесообразно пересчитать, потому что с заторными явлениями можно бороться превентивными мероприятиями.

16. Кандауров Н.И. – на сегодня известно, что в случае спрямления русла возле с.Забродино будет происходить размыв русла реки у с.Луговое, где происходит сужение русла, поэтому следует просчитать вариант с расчисткой (расширением) русла, который в отчете не рассматривается.

Согласно данной работе, при большом половодье подъездные дороги к автомобильному мосту после его реконструкции будут затапливаться на 20см. Об этом необходимо уведомить проектировщика.

Очень часто затопления происходят из-за заторов на участке реки «Фокинские пески», поэтому необходимо проанализировать какое влияние оказывает спрямляющий канал, разработанный в 2004 году.

Для всех затороопасных участков наряду с ежегодно планируемыми мероприятиями разработать научно обоснованные рекомендации по снижению вероятности формирования заторов на долгосрочный период.

Необходимо проанализировать влияние реки Забродиха на затопление с.Забродино и указать рекомендательные мероприятия.

Заметил, что в районе Каменского моста имеется излучина. Однако вариант со спрямлением в отчете отвергается из-за стоимости. Так же необходимо принять во внимание, что на данном участке (район «Фокинские пески») ведутся работы по добыче полезных ископаемых. Таким образом рекомендовать мероприятия необходимо с точки зрения научной обоснованности, а не ориентироваться на их стоимость.

РЕШИЛИ:

1. Главам муниципальных образований внести изменения в паспорта безопасности населенных пунктов в соответствии с рекомендациями и расчетами НИР.

2. Администрации Тальменского района проинформировать проектировщиков автомобильного моста через р.Чумыш о максимальной отметке затопления в районе моста.

3. ООО «Центр инженерных технологий»:

- дополнить отчет анализом эффективности действующих берегоукрепительных и руслоформирующих сооружений и мероприятий;

- провести анализ данных по водомерному посту на Каменском мосту и учесть их в расчетах;

- в отчете привести расчеты превентивных противопаводковых мероприятий как ежегодно рекомендуемых, их стоимость и сведения о фактических затратах на них в предыдущие годы;

- разработать научно обоснованные мероприятия по снижению вероятности формирования заторов на всех выявленных участках на долгосрочный период;

- пересмотреть стоимость ущербов, с учетом фактических статистических сведений, основываясь на данных по предыдущим затоплениям. Внести в отчет подробный расчет по каждому объекту;

- пересчитать зоны затопления и определить размеры ущербов, подготовить научно обоснованные предложения и включить их в отчет по объектам с.Луговое, рп.Тальменка и с.Шипицино на основе карт масштаба 1:10 000;

- рисунки в отчете должны оформляться на картографическом материале;

- добавить в отчет данные по максимальным отметкам уровней воды расчетных обеспеченностей по створам на входе и выходе каждого населенного пункта;

- рассмотреть альтернативный вариант защиты с.Луговое с учетом расчистки русла, оценить влияние спрямляющего канала на протоке в районе «Фокинских песков» на образование заторов в этом районе, установить причины затопления с.Забродино и влияние р.Забродиха на него;

- при выборе мероприятий к реализации необходима их оценка в первую очередь с точки зрения научной обоснованности, а затем – рассмотрение их экономической эффективности;

- при подготовке рекомендаций учитывать влияние действующих разработок песчаных месторождений в пойме р.Чумыш (с.Луговое, «Фокинские пески»).

Заместитель председателя Д.В. Балчугов

Секретарь А.Н. Ковтун

Приложение

к заседанию НТС от 23.10.2014г. № 7

СПИСОК

участников заседания Научно-технического совета

№ 7 от 23.10.2014.

1

Балчугов Д.В.

Верхне-Обское БВУ

2

Кормаков В.И.

-- « --

3

Мальцев В.С.

-- « --

4

Ковтун А.Н

-- « --

5

Жоров В.А

ООО «Центр инженерных технологий»

6

Евсюков В.А

ЗАО ПИИ «Алтайводпроект»

7

Зиновьев А.Т.

ИВЭП

Приглашенные участники:

1

Кандауров Н.И.

Администрация Тальменского района

2

Быковская И.Н.

ООО «Центр инженерных технологий»

3

Драчев В.М.

ГУ МЧС по Алтайскому краю

4

Киктенко Г.А.

Глава администрации МО Староперуновский с/с